BS00877A.gif (1713 bytes)BL00001A.gif (2386 bytes) Программа развития России

 

 

                                                                  


                 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                 
                                                                    
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ                           
                                                                    
                   от 24 сентября 2001 г. N 1270-р                  
                              г. Москва                             
                                                                    
                                                                    


      1. Одобрить  прилагаемую  Концепцию  демографического развития
 Российской   Федерации   на   период  до  2015 года,  разработанную
 Минтрудом   России,   Минфедерации   России,  Минздравом  России  с
 участием   других   федеральных  органов  исполнительной  власти  и
 органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.      
      2. Федеральным   органам   исполнительной   власти  и  органам
 исполнительной    власти   субъектов   Российской   Федерации   при
 планировании  и  осуществлении  мероприятий  в  области  управления
 демографическими     процессами    руководствоваться    положениями
 Концепции  демографического развития Российской Федерации на период
 до 2015 года.                                                      
                                                                    
                                                                    
      Председатель Правительства                                    
      Российской Федерации                                М.Касьянов
      __________________________                                    
                                                                    
                                                                    
                                                                    
      ОДОБРЕНА                                                      
      распоряжением Правительства                                   
      Российской Федерации                                          
      от 24 сентября 2001 г.                                        
      N 1270-р                                                      
                                                                    
                                                                    
                              КОНЦЕПЦИЯ                             
           демографического развития Российской Федерации           
                       на период до 2015 года                       
                                                                    
      Концепция  демографического  развития  Российской Федерации на
 период  до  2015 года  (далее именуется - Концепция), разработанная
 на  основе  Указа  Президента  Российской  Федерации  от  10 января
 2000 г.  N 24  "О Концепции  национальной  безопасности  Российской
 Федерации"  (Собрание  законодательства Российской Федерации, 2000,
 N 2, ст. 170),  представляет  собой  систему  взглядов, принципов и
 приоритетов в сфере регулирования демографических процессов.       
      Концепция    должна    служить    ориентиром    для    органов
 государственной    власти,    а    также   для   органов   местного
 самоуправления   при   решении  вопросов,  касающихся  рождаемости,
 оказания   поддержки   семье,  здоровья,  продолжительности  жизни,
 миграции и иных аспектов демографического развития.                
                                                                    
               I. Современная демографическая ситуация              
                       в Российской Федерации                       
                                                                    
      К  началу 2001 года численность населения Российской Федерации
 составила  около  145  млн. человек. С 1993 года естественная убыль
 населения  находится  на  стабильно  высоком  уровне  (0,7-0,9 млн.
 человек в год).                                                    
      За  1992-2000 годы  численность  населения сократилась в 65 из
 89 субъектов  Российской  Федерации. Естественный прирост населения
 в  2000  году был отмечен лишь в 15 субъектах Российской Федерации,
 в  число  которых  входят  некоторые субъекты Российской Федерации,
 расположенные  в  восточной  части  страны и на Северном Кавказе, а
 также Республика Калмыкия.                                         
      В  1999  году  превышение  числа умерших над числом родившихся
 составило  в  целом  по  стране 930 тыс. человек, в 2000 году - 958
 тыс.  человек.  Депопуляция  -  устойчивое превышение числа умерших
 над  числом родившихся - затронула в разной степени практически всю
 территорию Российской Федерации и почти все этнические группы.     
      Одной  из  причин  депопуляции  является низкая рождаемость. В
 2000 году  родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тыс. человек, или
 в 1,6 раза, меньше, чем в 1990 году.                               
      Снижение  уровня  рождаемости  началось  с  конца  60-х годов.
 Современные  параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется
 для  замещения  поколений:  в  среднем  на  одну женщину приходится
 1,2 рождения  при  2,15,  необходимых  для простого воспроизводства
 населения.                                                         
      В  ряде  регионов,  расположенных  в центральной части России,
 суммарный  коэффициент рождаемости составляет около одного рождения
 на женщину.                                                        
      Характер   рождаемости  в  Российской  Федерации  определяется
 массовым  распространением  малодетности  (1-2 ребенка), сближением
 параметров    рождаемости   городского   и   сельского   населения,
 откладыванием   рождения   первого   ребенка,   ростом   внебрачной
 рождаемости.                                                       
      По   сравнению   с  1990 годом  количество  зарегистрированных
 браков  в 2000 году снизилось почти на треть. Молодые пары все чаще
 отказываются  от  официальной регистрации брака, распространенность
 юридически  не  оформленных  браков привела к тому, что в 2000 году
 каждый четвертый ребенок рождался вне брака.                       
      Причиной  депопуляции  в  Российской  Федерации также является
 высокая  смертность.  В  2000 году  рост  числа умерших отмечался в
 78 субъектах Российской Федерации.                                 
      Общая   тенденция   динамики   смертности   населения   страны
 характеризуется  сверхсмертностью  людей  трудоспособного возраста,
 среди   которых  около  80 процентов  составляют  мужчины.  Уровень
 смертности  среди  мужчин  в  4  раза  выше, чем уровень смертности
 среди  женщин, и в два - четыре раза выше аналогичного показателя в
 развитых странах.                                                  
      Стабильно   высокими   сохраняются  показатели  смертности  от
 инфекционных  и  паразитарных болезней, в том числе от туберкулеза,
 болезней   органов   дыхания,  системы  кровообращения,  несчастных
 случаев,   отравлений  и  травм  (включая  отравления  алкоголем  и
 автотранспортные   травмы),   а   также   в  результате  убийств  и
 самоубийств.                                                       
      Состояние  здоровья  и уровень смертности населения отражаются
 на  показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны,
 которая  в  настоящее  время  составляет  65,9 года  (в 1992 году -
 68,8 года).  Ожидаемая  продолжительность  жизни  мужчин  на 12 лет
 ниже,   чем   продолжительность   жизни   женщин.   При  сохранении
 имеющегося   на   сегодня  уровня  смертности  населения  из  числа
 россиян,  достигших  в  2000 году 16 лет, доживут до 60 лет лишь 58
 процентов мужчин.                                                  
      Снижение   рождаемости   и   сокращение  доли  детей  в  общей
 численности  населения  ведет  к  старению  общества. В 1998 году в
 стране  впервые было зарегистрировано людей пенсионного возраста на
 110 тыс.  больше,  чем  детей и подростков в возрасте до 16 лет. На
 1 января  2000 г.  лиц  пенсионного возраста было больше, чем детей
 на  1,1 млн. человек. В 41 субъекте Российской Федерации доля детей
 и подростков составляет менее пятой части населения.               
      Низкий  уровень  здоровья  населения репродуктивного возраста,
 высокая   распространенность   абортов,   а   также  патологические
 состояния  в  период  беременности  и  родов  обусловливают высокие
 показатели   материнской   (44,2 случая  на  100 тыс.  родившихся),
 перинатальной    смертности,   мертворождаемости   (7,2 случая   на
 1000 родившихся).                                                  
      Негативные  явления  в  демографической  и социальной сфере во
 многом связаны с ухудшением миграционной ситуации в стране.        
      В   90-е  годы  внешняя  миграция  играла  существенную  роль,
 восполняя   численность   населения  Российской  Федерации,  равную
 естественной  убыли.  Однако в последние годы устойчивое сокращение
 иммиграции   в   Россию   из   государств - участников  Содружества
 Независимых  Государств, а также из Латвии, Литвы и Эстонии привело
 к  тому,  что  в  1995-1999 годах  миграционный  прирост  населения
 компенсировал  естественную убыль населения только на 45 процентов,
 а в 2000 году - менее чем на четверть.                             
      Вследствие   изменения   внутренних   миграционных  потоков  в
 течение  90-х  годов  сокращалась  численность населения северных и
 восточных   регионов   России.   За  1992-1999 годы  районы  Севера
 потеряли  за  счет  миграционного оттока  более 1 млн. человек, или
 8,5 процента населения.                                            
      Серьезной  проблемой  с  точки  зрения  национальных интересов
 Российской   Федерации   является   эмиграция  населения.  Если  до
 середины   80-х   годов   численность   выезжающих   на  постоянное
 жительство  за  границу  ежегодно  составляла  3 тыс. человек, то в
 1990  году  она  превысила  100 тыс.  человек  и в последующие годы
 удерживалась на этом уровне.                                       
      Анализ  демографической  ситуации  свидетельствует о наличии в
 ряде  регионов  специфических  проблем  народонаселения,  требующих
 особого подхода к их решению.                                      
      Так,  общее сокращение численности отдельных этнических групп,
 особенно  коренных  малочисленных  народов,  может  привести  к  их
 полному  исчезновению.  Из  30  малочисленных народов Севера с 1995
 года   сократилась  численность  21,  наблюдается  резкое  снижение
 рождаемости,      значительный     рост     смертности,     средняя
 продолжительность  жизни  на  10-15  лет  ниже,  чем  в  среднем по
 Российской Федерации.                                              
      В    сельской   местности   Центральной   России   уменьшается
 численность  населения,  при  этом  увеличивается доля лиц старшего
 возраста.                                                          
      Сформировавшиеся   тенденции   в   области   естественного   и
 миграционного    движения   населения   предопределяют   дальнейшее
 сокращение   его   численности,  а  также  старение  населения.  По
 прогнозам   Государственного   комитета   Российской  Федерации  по
 статистике,  население страны к 2016 году сократится по сравнению с
 началом  2001 года  на  10,4  млн.  человек, или на 7,2 процента, и
 составит  134,4 млн.  человек,  а  численность  лиц,  выходящих  за
 пределы   трудоспособного  возраста,  почти  в  два  раза  превысит
 численность лиц, достигших 16 лет.                                 
      Такое   изменение  возрастной  структуры  населения  потребует
 большей   эффективности   функционирования   учреждений  социальной
 защиты   населения,   здравоохранения,   соответствующих   мер   по
 обязательному социальному страхованию.                             
                                                                    
             II. Цели и задачи демографического развития            
                                                                    
      Целями    демографического   развития   Российской   Федерации
 являются   стабилизация   численности   населения   и  формирование
 предпосылок к последующему демографическому росту.                 
      Задачами   демографического   развития   Российской  Федерации
 являются:                                                          
                                                                    
         в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой       
                       продолжительности жизни                      
                                                                    
      увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;       
      увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;       
      улучшение репродуктивного здоровья населения;                 
      улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;      
                                                                    
       в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи      
                                                                    
      создание предпосылок для повышения рождаемости;               
      всестороннее  укрепление института семьи как формы гармоничной
 жизнедеятельности личности;                                        
      создание условий для самореализации молодежи;                 
      обеспечение   адресной   социальной   защиты   семьи,  включая
 предоставление материальной помощи при рождении ребенка;           
                                                                    
                   в области миграции и расселения                  
                                                                    
      регулирование    миграционных   потоков   в   целях   создания
 действенных   механизмов  замещения  естественной  убыли  населения
 Российской Федерации;                                              
      повышение  эффективности  использования  миграционных  потоков
 путем  достижения  соответствия  их  объемов, направлений и состава
 интересам социально-экономического развития Российской Федерации;  
      обеспечение  интеграции  мигрантов  в  российское  общество  и
 формирование толерантного к ним отношения.                         
                                                                    
        III. Приоритеты демографического развития в области         
         укрепления здоровья и увеличения продолжительности         
                           жизни населения                          
                                                                    
      В  области  укрепления здоровья и увеличения продолжительности
 жизни населения определены следующие приоритеты:                   
      укрепление  здоровья  детей и подростков, прежде всего за счет
 совершенствования   мероприятий,   направленных   на   профилактику
 травматизма  и  отравлений,  на  борьбу  с курением, алкоголизмом и
 наркоманией,  а также путем развития физической культуры и спорта и
 организации досуга;                                                
      улучшение    репродуктивного    здоровья    населения    путем
 совершенствования    профилактической   и   лечебно-диагностической
 помощи;                                                            
      улучшение   здоровья   населения  трудоспособного  возраста  в
 первую  очередь  за  счет  профилактики травматизма и отравлений, а
 также  за  счет  раннего  выявления  и адекватного лечения болезней
 системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;   
      сохранение   здоровья  пожилых  людей,  для  которых  наиболее
 актуально   предупреждение   сердечно-сосудистых,   онкологических,
 эндокринных и инфекционных болезней.                               
      Для    эффективной    профилактической    работы    необходимы
 объединение  и  координация действий органов государственной власти
 всех    уровней,    общественных    объединений,    религиозных   и
 благотворительных  организаций по пропаганде здорового образа жизни
 и    возрождению    системы    массового   санитарно-гигиенического
 просвещения  при  активной  поддержке прежде всего средств массовой
 информации.  Благотворительные  акции  и  инициативы в этой области
 могут   стать   существенным   резервом   в   борьбе   с  факторами
 преждевременной и предотвратимой смертности населения.             
      Особое  внимание  должно  быть  уделено  снижению  потребления
 алкоголя  и  принятию  мер,  направленных на ослабление последствий
 пьянства  и  алкоголизма,  при  этом  целесообразно  сочетание  мер
 фискальной     политики,     административных     ограничений     и
 информационного  воздействия.  Эти  меры  должны  включать контроль
 качества  алкогольной  продукции,  ценовую  политику, ориентирующую
 население  на  ограничение  потребления алкоголя, а также изменение
 правил  продажи  алкогольных  напитков и действенный контроль за их
 рекламированием.                                                   
      В  целях  улучшения психического здоровья населения необходимо
 принятие  мер  по  профилактике  самоубийств, включая развитие сети
 телефонов       доверия,       совершенствование       деятельности
 врачей-психиатров,   медицинских   психологов,   психотерапевтов  и
 социальных работников.                                             
      В    области    охраны    и    укрепления   здоровья   граждан
 предусматривается    совершенствование   организации   и   развитие
 государственных   и   негосударственных   форм  оказания  населению
 специализированной   медицинской   помощи,   включая  использование
 высоких  медицинских  технологий,  в том числе в рамках федеральных
 целевых программ.                                                  
      Для  оказания  медицинской  помощи  тяжелобольным  городским и
 сельским  жителям,  включая  применение  дорогостоящих  медицинских
 технологий,    необходимо    дальнейшее   развитие   и   укрепление
 федеральных    медицинских   учреждений,   областных,   краевых   и
 республиканских  учреждений  здравоохранения,  а  также обеспечение
 работы  в  сельских  местностях  выездных  поликлинических  бригад,
 развитие   сети   реабилитационных   (восстановительных)  отделений
 центральных   районных,   районных   больниц,  а  также  больниц  и
 отделений медико-социальной помощи.                                
      В  целях  своевременного  выявления заболеваний и эффективного
 их  лечения  необходимо  повысить  роль первичной медико-санитарной
 помощи,   развивать   стационарозамещающие   технологии,   а  также
 провести  структурно-экономические преобразования в сети учреждений
 здравоохранения.                                                   
      Органы  управления здравоохранением и органы социальной защиты
 населения   реализуют  комплексные  меры  по  дальнейшему  развитию
 психиатрической,  наркологической  помощи  населению,  а  также  по
 профилактике   инфекционных  заболеваний,  уделяя  особое  внимание
 детям и подросткам.                                                
      Реализация   региональных   программ  профилактики  и  раннего
 выявления  онкологических  заболеваний создаст реальные предпосылки
 для  снижения количества осложнений и смертности от злокачественных
 новообразований.                                                   
      Особого    внимания    требуют    соответствующие    программы
 обеспечения  ранней  диагностики  и качественного лечения нарушений
 репродуктивного   здоровья   населения,  прежде  всего  подростков,
 развития   новых  подходов  к  их  гигиеническому  и  нравственному
 воспитанию, подготовке к семейной жизни.                           
      Мероприятия,  направленные  на  обеспечение охраны и улучшение
 условий  труда,  проведение аттестации рабочих мест для выявления и
 устранения   воздействия  на  здоровье  работников  неблагоприятных
 факторов,  осуществление  сертификационных работ по охране труда, а
 также   на  внедрение  принципов  экономической  заинтересованности
 работодателей,    предусматривающих    развитие    страхования   от
 производственного    травматизма,    должны    стать    действенным
 механизмом,  обеспечивающим охрану и укрепление здоровья населения.
 Законодательство     должно     предусматривать     ответственность
 работодателей  и  других  должностных  лиц за сокрытие информации о
 риске   для   здоровья  людей,  работающих  во  вредных  и  тяжелых
 условиях.                                                          
      Обеспечение  доступности  среды  жизнедеятельности  для  лиц с
 ограниченными    возможностями    требует    дальнейшего   развития
 реабилитационной  индустрии,  направленной на создание возможностей
 для максимального использования потенциала инвалидов.              
      В  целях  проведения  медико-социальной реабилитации отдельных
 категорий     населения     необходимо    развитие    новых    форм
 медико-социального  обслуживания,  в  том числе развитие сети домов
 ночного    пребывания,   в   которых   предусматривается   оказание
 социально-психологической,     юридической     помощи    гражданам,
 находящимся   в   трудной  жизненной  ситуации,  не  имеющим  места
 жительства и работы.                                               
                                                                    
         IV. Приоритеты демографического развития в области         
            стимулирования рождаемости и укрепления семьи           
                                                                    
      В   области  стимулирования  рождаемости  и  укрепления  семьи
 определены следующие приоритеты:                                   
      формирование  системы  общественных  и  личностных  ценностей,
 ориентированных на семью с двумя детьми и более;                   
      повышение  материального  благосостояния,  уровня  и  качества
 жизни семьи;                                                       
      создание  социально-экономических  условий,  благоприятных для
 рождения,   содержания   и  воспитания  нескольких  детей,  включая
 условия  для  самореализации молодежи, в том числе получение общего
 и  профессионального  образования,  работа  с  достойной заработной
 платой,  а  также  возможность  обеспечить  семью  соответствующими
 жилищными условиями;                                               
      обеспечение     работникам,     имеющим     детей,    условий,
 благоприятствующих  сочетанию  трудовой  деятельности  и выполнению
 семейных обязанностей;                                             
      повышение воспитательного потенциала семьи;                   
      разработка  и  реализация  стратегии  развития  доступных форм
 семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.   
      Обеспечение  условий  для  улучшения  материального  положения
 семей   предполагает   разработку  и  принятие  мер  по  дальнейшей
 стабилизации  ситуации  на рынке труда, повышение уровня заработной
 платы.                                                             
      В  целях  обеспечения  благоприятных  условий  для  укрепления
 семьи     необходимо    дальнейшее    развитие    законодательства,
 регламентирующего  трудовые  отношения,  а  также совершенствование
 системы  выплаты  пособий  гражданам,  имеющим  детей,  в том числе
 повышение  размеров  пособий  и обеспечение их адресности. При этом
 размеры     пособий,    а    также    налоговые    вычеты    должны
 дифференцироваться   с  учетом  материальных  условий  семьи  и  ее
 социального положения.                                             
      Поддержка  молодых  семей в регионах предполагает улучшение их
 жилищных    условий    в   случае   рождения   ребенка,   выделение
 безвозмездных   субсидий   и   использование   механизма  льготного
 кредитования в зависимости от числа детей в семье.                 
                                                                    
         V. Приоритеты демографического развития в области          
                        миграции и расселения                       
                                                                    
      В   области   миграции   и   расселения  определены  следующие
 приоритеты:                                                        
      привлечение  иммигрантов  в  Российскую  Федерацию,  в  первую
 очередь   из   государств   -  участников  Содружества  Независимых
 Государств, а также из Латвии, Литвы, Эстонии;                     
      создание  экономических  условий для сокращения эмиграционного
 оттока   и   сохранения  научно-технического,  интеллектуального  и
 творческого потенциала Российской Федерации;                       
      проведение  комплекса  правовых,  организационных и финансовых
 мер,   направленных   на  легализацию  и  адаптацию  иммигрантов  в
 Российской Федерации;                                              
      совершенствование  законодательства,  касающегося  защиты прав
 вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.      
      Необходимо   разработать   новые   подходы   к   регулированию
 иммиграционных   потоков,   способствующих  замещению  естественной
 убыли  населения  Российской Федерации, к стимулированию иммиграции
 в  Российскую Федерацию и общественно полезной интеграции мигрантов
 с  учетом  их  возрастно-половых  характеристик,  уровня  здоровья,
 профессиональной квалификации.                                     
      Необходимо  также  обеспечить сохранение численности населения
 в   важных   в   геополитическом   отношении   регионах  Российской
 Федерации,  в  том  числе  путем привлечения рабочей силы из других
 районов  страны  на временной, ротационной основе, создания условий
 для  возвращения  в  Российскую  Федерацию  эмигрантов,  являющихся
 высококвалифицированными специалистами.                            
      В   целях   регулирования   внутренней  миграции  должны  быть
 разработаны   меры,   направленные   на  повышение  территориальной
 мобильности   рабочей   силы,   а   также   механизмы   поддержания
 жизнедеятельности  и  экономического  развития субъектов Российской
 Федерации.                                                         
                                                                    
         VI. Информационное обеспечение реализации Концепции        
                                                                    
      Реализация   Концепции   предполагает   использование   данных
 текущего  учета  населения,  итогов предстоящей переписи населения,
 выборочных  обследований  и  данных  создаваемого  Государственного
 регистра  населения  Российской Федерации. Важную роль в реализации
 информационного   обеспечения   демографического   развития  должны
 играть средства массовой информации.                               
      Регулярное    подробное   освещение   в   средствах   массовой
 информации   таких   тем,   как   здоровый  образ  жизни,  активная
 гражданская  позиция,  оптимистическое  мировоззрение, рациональные
 стереотипы  поведения  населения в различных жизненных ситуациях, а
 также   повышение   общественного   престижа   устойчивой  семьи  с
 несколькими  детьми,  ответственное  отношение  к своему здоровью и
 здоровью  членов семьи - важнейшая составляющая успешной реализации
 Концепции.                                                         
      Необходимо  также развивать систему информирования населения о
 возможных  опасностях  для  жизни  и здоровья, связанных с наиболее
 распространенными    заболеваниями,    эпидемической   обстановкой,
 стихийными  бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке
 опасных  для  здоровья  товаров,  а  также  о  мерах предупреждения
 вредных   воздействий   на   здоровье   человека,  в  том  числе  с
 использованием образовательных программ.                           
      Эта  работа  должна  постоянно  и  последовательно проводиться
 средствами   массовой   информации,  федеральными  и  региональными
 информационными структурами органов государственной власти.        
                                                                    
                 VII. Механизм реализации Концепции                 
                                                                    
      Реализация Концепции предполагает:                            
      объединение  усилий  государства  и  общества, направленных на
 выработку    единых    подходов    к    сохранению   и   укреплению
 демографического потенциала Российской Федерации;                  
      координацию    действий   органов   власти   на   федеральном,
 региональном  и  муниципальном  уровнях,  направленных на улучшение
 демографической ситуации в стране;                                 
      разработку  и  реализацию мероприятий, в том числе федеральных
 и  региональных  целевых программ, направленных на решение основных
 задач, сформулированных в Концепции.                               
                                                                    
                                                                    
                           _______________                          
                                                                      
                                                                       

Настоящая концепция свидетельствует о том, что научные организации, 
занимающиеся проблемами демографии абсолютно не заинтересованы 
в сохранении населения, фактически - в спасении страны. 
Руководители этих организаций - "интеллигенты с фигой в кармане". 
Это - как раньше говорили - "гнилая интеллигенция". 
Она не просто не выполняет своей социальной функции, но в просто вредит.
Все это проделки антироссийских служб и организаций и подонков, им помогающих. 
Эти институты надо расформировать, и создать заново - на патриотической, 
государственной основе. Нужно четко сформулировать цели и набирать 
только таких специалистов, которые умеют добиваться положительного 
результата и смогут гарантировать решение следующих демографических задач:
- остановить вымирание населения;
- обеспечить прирост населения и в кратчайшие сроки добиться оптимальной 
численности - не менее 450 миллионов человек на территориях Центра, Сибири и
Дальнего Востока, не считая Кавказа и южных районов.  

   Уважаемые родители! Пожелания и предложения направляйте по адресу: aoser@mail.ru  
Изменения и дополнения внесены: мая 09, 2007.

Сайт управляется системой uCoz